№ 74
12 октября 2004 года
В адрес редакции пришло письмо от Дмитрия Старовойтова. Он поднимает проблему, которую нельзя оставить без внимания.
«Я давний хоккейный болельщик, - пишет Дмитрий,
- но, к сожалению, даже в прошлом сезоне посетил в общей сложности лишь
семь матчей: высокая цена на билеты в «Платинум Арену» и их дефицит сделали
свое дело. Думал, что в этом году, когда «Амур» вылетел в «вышку», ситуация
изменится. Но если сегодня билеты в кассах есть, то их цена меньше не стала
и просто шокирует. Видимо, это и стало причиной «проплешин» на трибунах
Ледового дворца, которые я вижу при просмотре по ТВ хоккейных репортажей.
Пожалуйста, объясните, что происходит? Неужели это в порядке вещей, и кроме
нас, болельщиков, посещаемость, а значит, праздничная атмосфера на матчах
никого не волнует? В конце концов, для кого играют команды?».
Разделяем озабоченность нашего читателя. Действительно,
не совсем понятно, почему трибуны «Платинум Арены» полупусты, притом, что
желающие попасть на хоккей есть. Многие болельщики так и говорят: «Были
бы билеты дешевле - ходил бы на хоккей постоянно, а так - от случая к случаю
придется».
Спорт давно перешел на коммерческие рельсы, и
бизнес диктует свои условия. У каждого спортсооружения есть свой хозяин,
который и «заказывает музыку», устанавливая номинал контрамарок. При этом
ему трудно определить выгодную цифру: завысишь - посещаемость упадет, поставишь
ниже - нужной выручки не соберешь. Здесь, как говорится, палка о двух концах.
В нашем случае предпочли цену поднять, мотивируя это уж очень большими
расходами по содержанию «Платинум Арены».
Понятно, что бухгалтерские гроссбухи владельцев
Дворца нам не полистать, но тут и так ясно - расходов действительно много.
Однако есть наглядный пример, как можно выйти из патового положения.
Два года назад такая же ситуация возникла в Ярославле,
где встал вопрос об эффективной эксплуатации «Арены-2000». Тогда имущество
грандиозного сооружения было оценено в 2,4 миллиарда рублей, что обязало
его собственников платить огромный налог (у нас, скорее всего, похожая
проблема). Понятно, что в этом случае о доходах не могло быть и речи. Но
как тогда выживать?
В течение пяти лет ОАО «Арена-2000 Локомотив»,
принадлежащее ГУП «Северная железная дорога», должно было заплатить в городскую
казну 90 миллионов рублей. А цифры баланса «Арены» выглядели удручающе:
за первое полугодие 2002 года на 22 миллиона рублей выручки (полученных
в основном от сдачи площадок в аренду) приходилось 55 миллионов убытков.
Плюс ко всему на уплату налогов было потрачено 20 миллионов рублей, на
амортизационные отчисления - 17 миллионов, на зарплату - еще три с половиной
миллиона рублей. В связи с этим руководство акционерного общества и попросило
дать ему налоговые льготы на пять лет.
После многомесячных споров мэру Ярославля Виктору
Волончунасу и генеральному директору ОАО «Арена-2000 Локомотив» Сергею
Попову удалось-таки убедить депутатов муниципалитета предоставить Ледовому
дворцу спорта эти льготы.
Любопытны были аргументы участников дебатов.
«Если не дадут льготы, то, в конце концов, во дворце организуют рынок продуктов
или стройматериалов, - заявил депутатам муниципалитета заместитель мэра
Ярославля Вячеслав Сидоров. - Без поддержки города этот культурно-спортивный
комплекс существовать не будет». А генеральный директор Ледового дворца
Сергей Попов дошел в своих убеждениях до угроз: «Не будет льгот - повысим
в два раза цену билетов на хоккей. Бюджетникам они станут недоступны».
Знакомая тема, не правда ли?
Может, и нашей арене нужны льготы? Но пока подобного
решения нет, является ли нынешнее повышение цен на билеты «спасательным
кругом»?
В той же НХЛ к непосредственно игре приплюсовывается
масса развлекательных мероприятий, что хоть как-то компенсирует высокую
цену билета. У нас же такого нет - в хоккейном клубе не существует отдела,
который занимался бы этим вопросом, все в руках руководства артели «Амур».
Но ему явно недосуг, забот и помимо хоккея хоть отбавляй.
А пока обладатель билета за 100 рублей беспроблемно
может присесть в «Платинум Арене» на место подороже. Но справедливо ли
это в отношении тех, кто брал абонемент по заоблачной цене?
В Интернете сразу после опубликования цен на
билеты в новом сезоне разгорелась дискуссия. Одни оправдывали повышение
цен, другие возмущались: «В НХЛ билеты на рядовой матч стоят от 50 баксов,
зрителей при этом меньше 10 тысяч почти не приходит. Просто там от продажи
билетов напрямую зависит бюджет клуба, поэтому и реклама на должном уровне,
и игроки в матче даже за предпоследнее место бьются не по-детски. А у нас
зрители никому не нужны. Хоккей финансируется из непонятно каких фондов,
сборы от билетов никому не интересны. Потому и играют сами для себя».
Но повышение цен - лишь один из рычагов окупаемости
спортсооружений. А можно ли и цену не задирать, и при этом собирать полные
трибуны? Мириться с советом «не хочешь платить - сиди дома» болельщики,
искренне влюбленные в большую игру, не хотят.
Может, здесь стоит обратиться к опыту футболистов?
В прошлом году посещаемость матчей у большинства московских футбольных
клубов была очень низкая. За весь сезон шесть столичных команд продали
около 655 тысяч билетов (почти такого же результата вместе достигли Владикавказ
и Самара). И москвичи предприняли некоторые шаги, чтобы изменить ситуацию.
Их коммерческие отделы активизировались. Так, к примеру, в «Торпедо» подписали
несколько спонсорских контрактов, которые были нацелены на поощрение болельщиков,
была реализована новая, гибкая схема продажи билетов, благодаря чему можно
приобрести билет на любой матч, даже если он состоится через… год.
Динамовский же клуб впервые в российском футболе
передоверил реализацию билетов профессионалам: билеты на домашние матчи
«бело-голубых» продавало футбольное туристическое агентство, которое определяло
цены, исходя из конъюнктуры рынка. По мнению руководства клуба, от этого
выиграли все.
Получается, что есть все же спасительные варианты!
Действительно, при нынешней схеме финансирования
отечественные команды мало зависят от тех денег, которые приносят в кассы
болельщики. Но посещаемость, тем не менее, влияет на внимание спонсоров
и меценатов, их отношение к клубу.
А пока остается надеяться, что вскоре и у нас
что-то изменится, нужные люди откликнутся на пожелания болельщиков, и будет
найден вариант, когда все будут довольны. И опять забурлит во время хоккейных
матчей «Платинум Арена»…
И. БУРЧЕНКОВ.
КСТАТИ
Уценили…
25 сентября руководство хоккейной «Сибири» после
не совсем удачного старта приняло решение снизить цены на билеты на домашние
игры в рамках первенства России по хоккею среди команд суперлиги. Как сообщает
пресс-служба новосибирского клуба, самый дорогой билет теперь стоит 150
рублей вместо 250. Стоимость билета на боковые сектора снижена до 100 рублей.
Кроме этого, будут печататься входные билеты на матчи без места по цене
50 рублей.