№ 87
19 апреля 2005 года
Приключения "шуриков" в бассейне
Очередной мой поход в открытый плавательный бассейн стадиона
имени Ленина нечаянно подарил массу эмоций. Дело в том, что я стала невольным
свидетелем урока физкультуры одной из хабаровских школ.
Итак, два десятка учеников ждут начала очередного водного
«сеанса». Возглавляет группу преподаватель, которая, судя по возрасту, продолжает
прививать детям - по всем признакам старшеклассникам - любовь к физической
культуре и на заслуженном отдыхе.
Предварительный процесс (сбор денег на билеты, переодевание,
подготовка непосредственно к плаванию) прошел вроде бы без эксцессов. Дружной
стайкой к общей ванне выпорхнули девчонки, где их уже ожидали одноклассники.
- Плавать все умеют? - поинтересовалась у девушек учительница.
Странно как-то поставлен учебный процесс, тут же промелькнуло
в моей голове. Если кто-то не умеет плавать, нужно ведь, как минимум, запастись
сначала средствами спасения. Да и потом, как тот, кто не держится на воде,
сможет выполнять нормативы наравне с остальными? Или их будут обучать плавать
прямо на уроке?
В руках у педагога, между тем, появился длинный металлический
предмет. Присмотревшись, увидела что-то наподобие сачка, что используют рыбаки.
Однако в данном случае он служил совсем для других целей: охрипнув от тщетных
призывов к ученикам плавать по определенным им дорожкам, учитель вооружилась
вспомогательным средством для… устрашения воспитанников. Сценка эта, признаться,
весьма напоминала приключения Шурика на стройке из известного фильма Леонида
Гайдая и выглядела не менее комично.
«Веселье» продолжалось минут двадцать, после чего на помощь
педагогу пришли работники бассейна. «Психологическое оружие» исчезло из рук
учительницы, которая так и не решилась (слава богу!) применить его на практике.
В ходу были только угрозы позвонить родителям и перспектива запрета на очередное
посещение бассейна вместе с одноклассниками. На что разгоряченные игрой в
«догонялки» на воде мальчишки, впрочем, не обращали внимания.
- Вот дураки, - в сердцах выругалась в их адрес грузная бабушка,
которая пыталась проплыть мимо ребят на свободное пространство.
- Дураки! Точно, все они - дураки! - обрадовалась неожиданной
поддержке учитель. - Я вам телефон их родителей дам, вы им, пожалуйста, позвоните,
расскажите, как они себя тут ведут!
Дальше пошел привычный разговор, который обычно ведут бабушки
на скамейках возле своих домов, - о распущенности нынешней молодежи, о том,
что раньше все было «не так»… Ностальгические воспоминания перемежались детальным
описанием недостатков современного юношества.
Собственно говоря, сам урок физкультуры начался только минут
за десять до окончания сеанса плавания. И состоял он из устных пояснений,
как нужно стартовать в воде. А дальше над водой периодически раздавался свирепый
голос «наставника», то обещавшего снять с кого-то трусы, то предлагавшего
кому-то «обниматься после занятий».
Удивительно, что не только сами ребята воспринимали крики
и оскорбления в свой адрес, как должное, но и невольные свидетели этой сцены
остались равнодушными. Или их не покоробили такие методы «воспитания и обучения»?
…Мы часто слышим отрицательные отзывы о нравах нынешней молодежи:
мол, и воспитаны они сегодня не так, и взрослым дерзят, и вообще никуда не
годятся. Но не кажется ли вам, что проблема зачастую не только в подростках,
а и в нас самих: что мы в них заложили, то и получаем.
А молодежь - она разная: и плохая, и хорошая. Как, впрочем,
всегда и было. И чтобы ее воспитывать, нужно, как минимум, вести себя с достоинством
самому. Или я не права?
Елена Мироненко